пятница, 21 января 2011 г.

Почему читателей стало меньше в публичных библиотеках.

Два postа «Разговор об открытом доступе» и «Как библиотеке стать необходимой» имеют общие причины своего появления , которые связаны, извините за неуклюжую фразу, с объективными причинами уменьшения читателей в библиотечных залах. Я о них упоминала в своем предыдущем сообщении, а сейчас перечислю полнее. Вот они: наличие домашних библиотек, хорошо укомплектованные фонды учебных библиотек, уменьшение названий периодических изданий из-за уменьшения финансирования, действие части 4 «Авторское право» Гражданского кодекса РФ, возможность из дома войти через сеть Интернет в полнотекстовые базы данных, выставленные на сайтах электронные каталоги, которые сразу же без посещения библиотеки помогают решить, идти в библиотеку или нет, продление срока пользования документом дистанционно по телефону, электронной почте или через сайт библиотеки, получение виртуальной справки (Интернет-справки), заказ и получение документа с помощью электронной доставки (ЭДД), конечно, соблюдая авторское право и др. Я перечислила 9 причин, и 5 из них связаны с внедрением в работу библиотек НИТ!

Что же получается? Во всем мире НИТ развиваются, библиотеки, в частности, наша, внедряют их в свою повседневную практику, а потом в значительной степени переживают спад читательской активности в залах. Между прочим, появление блогов тоже отсечет от библиотек какое-то число читателей: общаться-то теперь можно и дистанционно.

Ничего себе поворот сюжета! Я-то как раз за ИКТ, за современное обслуживание в библиотеках!

11 комментариев:

  1. Форму 6НК надо менять, чтобы все виртуальные посещения, виртуальных читателей учитывать

    ОтветитьУдалить
  2. Уважаемая kraevuscka, мне кажется, что дело не в том, что считать посещением библиотеки, личный приход читателя в библиотеку или виртуальный (дистанционный), а в том, чтобы эти посещения были. Как-тов Питере я попала на автобусную экскурсию по городу. Так экскурсовод рассказала, что в какие-то 60-70 е годы прошлого столетия встал вопрос о том, что по стандартам в городе не хватало деревьев на душу горожанина, мало деревьев. А где взять-то их, не сажать же! .И придумали: присоединили к городу близлежащее «Подпитержье» и сразу стало «легче дышать».
    Вот и у нас с посещениями также может получиться: по статистике- читатели в очередях стоят перед входами в библиотеки, а на деле – полупустые читальные залы, потому что присутствуют те причины, которые присутствуют.

    Сейчас в форме 6НК есть графа, в которой упоминается число посещений сайта библиотеки, но это никакой не показатель: из него не видно, заглянул пользователь на него случайно, мельком или обстоятельно с библиотекой через него познакомился. Просто подтверждение того, что сайт живет.

    ОтветитьУдалить
  3. Уважаемые коллеги.

    Не надо бить стекла, что бы у стекольщика было больше заказов.

    Мы все прекрасно понимаем (я очень надеюсь), какие функции библиотеки играют в современном мире. И основная причина "упадка" в том, что эти функции находятся в противоречии с имеющейся -законодательно-нормативной базой.

    Исходя из этого у нас есть два пути:
    1. Воевать за изменение этой самой законодательно-нормативной базы;
    2. Думать, как выполнять свои функции в рамках существующих законов и нормативов.

    Очевидно, что работать надо одновременно в обоих направлениях. Но вот чего точно делать не следует - это пытаться выполнять нормативы в ущерб функциональности, так как это, мне кажется, путь в никуда.

    Про форму 6НК: это яркий пример неготовности нормативов к развитию ИТ. Показатель "число посещений сайта библиотеки" не далеко ушел от показателя "средняя температура по больнице". Сам по себе он, конечно, говорит о некоторых свойствах сайта, но для анализа "эффективности библиотеки" подходит очень слабо и может рассматриваться только в совокупности с другими аналитическими показателями. Но нормативов такой аналитики у нас просто не существует, о них даже никто не задумывался.

    ОтветитьУдалить
  4. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  5. "возможность из дома войти в .. выставленные на сайтах электронные каталоги, которые сразу же без посещения библиотеки помогают решить, идти в библиотеку или нет". Гм.

    У какого процента библиотек в Москве есть электронный каталог (ЭК)?

    Мне кажется, на количество реальных читателей отрицательно влияет отсутствие или "кривость" ЭК. Но наличие хорошего каталога количество читателей не уменьшает!

    Кстати, у Вас в 2010 какое изменение читателей по отношению к 2009?

    ОтветитьУдалить
  6. Илья, скорее, даже наоборот: наличие ЭК позволяет принять решение идти в библиотеку. Процесс обычно выглядит так: человек в интернете определяет, какая литература ему нужна и потом в ЭК библиотеки ищет ее. Если литература есть - приходит и берет. Библиотеки без ЭК на этой стадии не рассматриваются. В крайнем случае - позвонит по телефону.

    Кстати, "шанс" получить такого читателя у небольшой библиотеки не меньше, чем у "центральной", т.к. если, например, нужная мне книга будет, например, в РГБ и в Лосевке, то я пойду в Лосевку: народа меньше, быстрее обслужат и т.д.

    ОтветитьУдалить
  7. Илья, меньше стало у нас читателей в 2010 году относительно 2009. Что удивительно, новых и в 2010 году перерегистрированных меньше, а посещений больше.Я сейчас говорю только о посещениях залов, а не, Библиотеки в целом. Относительно Вашего: "Гм." Представьте себе, что немало найдется таких читателей, которые придут в библиотеку, если только нужный им документ есть. Это, так называемые, рациональные читатели. Электронные каталоги тоже есть, но отражающие часть, пусть большую, но часть фонда. Правда, их немного.

    ОтветитьУдалить
  8. Т.е. интенсивность использования библиотеки растет? Значит ли это, что рациональные читатели стали приходить чаще?

    ОтветитьУдалить
  9. Наверное я не совсем по теме, но вы совершенно правы - библиотека это не только книгохранилище, а еще и центр культуры. Я всегда просматриваю афишу, у вас бывают интересные мероприятия. Но недавно я испытал нечто, что можно описать даже как обида что ли! Я зашел в ваше (как я думал) кафе, и ЧИСТО СЛУЧАЙНО узнал еще о куче киноклубов и мероприятий, которые очень интересны. Возник вопрос: почему их нет в афише? Почему библиотека скрывает их?

    Антон Неверов.

    ОтветитьУдалить
  10. Антон, не поняла: Вы пишите о мероприятиях кафе, об его киноклубах? Или о библиотечных? Нет, скорее, первое, потому что библиотечные все в афишах на сайте Тургеневки. Да Вы зайдите на страничку кафе (она на сайте Библиотеки)и посмотрите афишу. А потом приходите в Библиотеку, записывайтесь, становитесь нашим завсегдатаем.

    ОтветитьУдалить
  11. Антон,

    Формально кафе является подразделением нашей библиотеки, но имеет собственное руководство и самостоятельно планирует свои мероприятия.

    С афишей кафе вы можете ознакомиться на его сайте:
    http://www.exlibriscafe.ru/
    Там же вы можете найти все контакты.

    Тем не менее, инициативная группа создает сводную афишу Библиотеки и кафе на странице в фэйсбуке. Ссылка на страницу - в верхнем меню этого блога. Вы можете просматривать афишу и остальные материалы без регистрации в фэйсбуке.

    Если же вы зарегистрируетесь в этой соц. сети и нажмете на странице Библиотеки кнопку "мне нравится", то вам автоматически будут приходить все новости и мероприятия, которые публикуются на данной странице.

    ОтветитьУдалить