четверг, 20 января 2011 г.

Как библиотеке стать необходимой?

Уважаемые посетители блога Тургеневки!
Вы нечасто заглядываете на наш блог, а уж оставляете свои комментарии еще реже. Почему? Вам кажется , что темы для обсуждения отсутствуют? Согласна. Повтор в блоге новостной ленты вряд ли сподвигнет вас на обсуждение прошедшего мероприятия। Впрочем, в дальнейшем, может, и прошедшие мероприятия будут прокомментированы многими и захватывающе настолько, что на подобное мероприятие будет предварительная запись и проч। Но это предположение и не более। Сейчас же не вдруг захотелось пообщаться с вами вот по какой теме: как привлечь новые свежие читательские силы в наши библиотечные залы। Правда, как? Тот, кто посещает нашу библиотеку, не даст мне соврать: чего только мы ни придумывали, чтобы залы активно посещались вами, наши уважаемые московские (и не только) жители: бесплатная запись в библиотеку всех желающих, достигших 14-летнего возраста; проведение разных акций, фестивалей, дней любителей чтения, на которых библиотека награждает самых активных читателей, разнообразные, на любой вкус, культурные программы; работа по субботам, а с сентября еще и с 11, а не с 10.00, как раньше; замечательный выверенный под читательскую аудиторию фонд; немаленький перечень услуг платных и бесплатных; выдача на дом всем читателям документов из библиотечного фонда; открытие фонда книгохранения для выдачи на дом печатных изданий; создание читательских объединений и клубов и т.д., и.т.п. Казалось бы, отбоя, извините, от вас не должно быть, ан нет: вас в залах не прибавилось. Мне причины уменьшения числа читателей понятны, и я их принимаю: читать не стали меньше, читать стали по-другому и с других носителей, но все равно хотелось бы видеть читателей в залах постоянно. Что, на ваш взгляд, не хватает сегодняшней библиотеке, в частности, нашей, чтобы читателям, вам, хотелось бы приходить и приходить в библиотеку? Как библиотеке стать необходимой, несмотря на НИТ, для вас в вашей повседневной жизни?

27 комментариев:

  1. Поздравляю Вас с началом блогостроительства, желаю успехов. Советую Вам разбить текст на абзацы, чтобы удобнее было читать.

    ОтветитьУдалить
  2. Евсей Никандрович20 января 2011 г. в 15:48

    С большим удовольствием посещаю вашу библиотеку. Я из тех читателей, которые любят книгу не только за содержание, но и за оформление, за переплет, может даже за запах клея. Книга в руках для меня таинство и я ее открываю с волнением.

    ОтветитьУдалить
  3. Евсей Никандрович20 января 2011 г. в 16:40

    Ваша обеспокоенность по вопросу привлечения читателей понятна. Традиционная культура чтения падает. Время больших скоростей заставляет не читать, а добывать информацию. Здесь конечно классические хранилища культуры и знаний уступают всемогущему интернету. Отмечаю, что ваша библиотека одна из первых стала внедрять современные возможности для удовлетворения читательского спроса: видеотека, интернет и пр. Привлекать в библиотеку цифровыми технологиями вам будет все сложнее и сложнее. Причина, я думаю понятна. Избитая фраза, но интернет приходит в каждый дом. Мне представляется, что нужно развивать классическую библиотеку. Это очень трудно, где-то даже невозможно. Здесь многое зависит скорее не от библиотеки, а от общего состояния культуры. Определяющую роль в формировании сознания и поведения населения, народа играет телевидение. Только используя ее возможности можно восстановить культуру чтения. Вспоминаю с каким нетерпением ждали программу "что, где, когда?", главным призом которой была книга. Канал "Культура", скорее анти культурный канал, его роль ничтожна. Хотел написать коротко, не получается. Продолжать свои рассуждения или нет я бы хотел узнать от вас.

    ОтветитьУдалить
  4. Евсей Никандрович20 января 2011 г. в 16:50

    Да и еще. Имя у вас какое-то вызывающее. Мне кажется, что общение с вами будет не простым.

    ОтветитьУдалить
  5. Уважаемый Евсей Никандрович, с интересом узнала о вашем видении публичной библиотеки и о том, что Вы читатель нашей библиотеки. Или были читателем? Разница серьезная, потому что слышать о ней и приходить в неё регулярно - это большая разница. Я - сторонница классической комплексно компьютеризированной библиотеки. Противоречивое утверждение, не правда ли? Давайте поговорим о возможности такого развития будущего библиотек. Но вопрос остается открытым: что Вы конкретно предлагаете изменить в библиотеке, чтобы в нее пошли читатели? Ответьте, пожалуйста, даже если мое имя вызывает у Вас протест.

    ОтветитьУдалить
  6. Я вам отвечу, позже. Неотложные дела не позволяют. Одновременно, не ждите от меня откровений. Я рядовой читатель (по настоящее время) . Возможно мои идеи и мысли для вас окажутся тривиальными, поэтому будьте к этому готовы.

    ОтветитьУдалить
  7. Евсей Никандрович22 января 2011 г. в 12:33

    Сегодня выходной. Продолжаю начатый разговор. Любая информация перестает быть закрытой, может быть кроме счетов руководителей России. Доступ ко всему успешно обеспечивает интернет. В нем можно найти и произведения Пушкина и технологию изготовления средств от облысения. То есть монополия хранения и предоставления знаний библиотеками и прочими традиционными учреждениями разрушена, причем основательно. Этот процесс не будет носить линейного характера. Интернет входит не только в каждый дом, но в каждый мужской карман и дамскую сумочку. В этих условиях интерес к библиотекам будет падать также стремительно, как и внедряться интернет.

    ОтветитьУдалить
  8. Евсей Никандрович22 января 2011 г. в 13:02

    Теперь можно поговорить о нише, которую могут занять и начинают занимать библиотеки. О внедрении и значимости цифровых технологий предоставления услуг я уже писал. В этом направлении, мне представляется, что оцифровка библиотечных книг и предоставление их читателю в электронном виде, на небольшом отрезке времени, поможет вам сохранить и даже улучшить ваши показатели. Здесь много подводных камней, имеется ввиду: авторские права и пр. Я думаю вы это лучше знаете чем я. В лидерах окажутся те, кто окажется проворнее в создании полного банка своего фонда. Но этого мало. Важно. Простота получения оцифрованной книги, она будет определяющей, в конкурентной борьбе за показатели.

    ОтветитьУдалить
  9. Евсей Никандрович22 января 2011 г. в 13:19

    Второе направление. Внедрение в сознание, через средства массовой информации (телевидение) культуры чтения. Когда я писал, чем для меня является книга, я не кривил душой. Действительно, книга для меня таинство (имеется ввиду не чтиво, а настоящая литература). Общение с такой книгой где-то даже носит интимный характер, делиться чувствами от прочитанного не хочется. Читателей с таким взглядом мало, но они есть и их ряды можно пополнять.

    ОтветитьУдалить
  10. Евсей Никандрович22 января 2011 г. в 13:39

    Важно. В далекие времена моим преподавателем был профессор Судаков. Он начинал с того, что определял термины, о которых вел разговор. Предоставление библиотечных услуг. Для чего, какая основная задача стоит перед библиотеками. Если предположить, что только удовлетворение потребностей в информации, разговор идет в одно русло. Если целью ставится: образование, духовное развитие человека-в другое русло.

    ОтветитьУдалить
  11. Евсей Никандрович22 января 2011 г. в 13:50

    Возможно это мой последний комментарий в ваш блог. Мне можно не отвечать.
    Блог сырой, мало опций. Общаться не удобно. Надо работать. Это я к тому, чтобы остаться в лидерах нужны удобства, нужно идти на шаг вперед, а не довольствоваться простенькими решениями.

    ОтветитьУдалить
  12. Евсей Никандрович, а каких опций, на ваш взгляд, не хватает, что бы нормально общаться?

    ОтветитьУдалить
  13. Библиотека никогда не была лишь книгохранением. КНИГОХРАНЕНИЕ - это одно из направлений деятельности библиотеки. Библиотека существовала всегда для того, чтобы предоставлять информацию всем, кто в ней заинтересован. Действительно, существуют подсобные фонды при залах, есть самостоятельные отделы книгохранения, но все имеющиеся в них фонды предоставляются читателям так или иначе, т.е дистанционно (ЭДД), под залог (наиболее ценные по стоимости и содержанию) и просто так, традиционно. И выдача «просто так» составляет подавляющее большинство. Это я говорю о выдаче на дом. Что же касается выдачи документов библиотечного фонда в стенах библиотеки, в этом случае выдается все и всем, по крайней мере, в нашей библиотеке.
    Но это уже, на мой взгляд, другая тема и ее я разовью чуть позже.

    Финансирование происходит нестабильно, то оно есть и даже в избытке, то его нет, и фонды комплектуются соответствующим образом. Так что не приходится даже рассчитывать на то, что деньги на сканирование или на приобретение текстов на электронных носителях будут выделяться. Печатные издания выдаются на дом в подавляющем большинстве, а оцифрованные документы? Авторское право не просто ограничивает эту выдачу, оно душит библиотеки: число посещений, читателей, книговыдач уменьшается, а они являются основными контрольными показателями. Что потом может случиться? «Не выполняете, так вы и не нужны».

    Вот и стараются библиотеки развивать разные библиотечные услуги, чтобы ими читателей привлечь и убедить остаться среди постоянных читателей, да еще вуалируют некоторые из них, чтобы, не дай. Бог, не нарушить очередной запрет.

    ОтветитьУдалить
  14. По итогам работы в 2010 году оказалось, что число читателе уменьшилось опять, а число посещений увеличилось. А оно складывается из посещений залов, культурно-массовых программ, кружков, клубов и т.д. Вроде, все хорошо, библиотека пользуется спросом: пусть в нее идут не читать, а проводить свой досуг, но ведь идут. Библиотека потихоньку сдаст свои чисто библиотечные позиции и станет центром досуга или развлекательным центром с библиотекой при нём.К этому все идет?

    ОтветитьУдалить
  15. Уважаемая Bernadetta. Наша переписка не регулярна. Не было повода. По-моему, я нашел за что можно зацепиться для привлечения читателей в вашу библиотеку. Идея,как мне кажется, новая. Вы можете свой рейтинг повысить многократно и стать лидерами в предоставлении тех услуг о которых я сейчас с вами поделюсь. Государство, в лице высших эшелонов власти, пытается, причем настойчиво, внедрить новые информационные технологии в быт, в повседневную жизнь. Окошко маловато для письма. Продолжу в новом сообщении.

    ОтветитьУдалить
  16. Уважаемая Bernadetta Констатирую. Мое прошлое сообщение почему-то не опубликовалось в вашем блоге, что вызвало у меня нескрываемое недоумение. Очень важна последовательность рассуждений. У меня есть определенные правила изложения и мне хотелось бы их соблюдать неукоснительно. Простите за резкость.

    ОтветитьУдалить
  17. Евсей Никандрович, сообщения, которые создаются к старым записям, обязательно проходят премодерацию перед публикацией и поэтому появляются спустя некоторое время.

    Кстати, окошко для письма вмещает много текста. Если им неудобно пользоваться, можно подготовить сообщение в любом текстовом редакторе и просто вставить его в это окошко.

    С уважением.

    ОтветитьУдалить
  18. Евсей Никандрович9 февраля 2011 г. в 17:04

    Попытаюсь восстановить атмосферу моего изложения. Я ваш единомышленник. Знаю, уверен, библиотека величайшая составляющая часть культуры. Ее значение в развитии общества неоценимо. Развитие и даже удержание библиотек на прежнем уровне, задача не из простых, возможно даже не решаемых. Считаю, что ваши поиски, искания по привлечению читателей, очень важны.

    ОтветитьУдалить
  19. Евсей Никандрович9 февраля 2011 г. в 17:09

    Основная идея вашего (библиотеки) места в этом процессе. Информационного образования нашего населения недостаточно, чтобы в полном или даже частичном объеме, воспользоваться новыми возможностями современных технологий. Так вот, я думаю, если вы откроете, в ближайшее время, какие-нибудь курсы по обучению населения пользоваться теми услугами, которые предлагают, и будут предлагать, новые технологии, можно будет добиться выполнения тех целей и задач, которые ставите. В чем будут нуждаться, в этом отношении, в том числе и ваши читатели, в ближайшее время:
    1. В создании и содержании личного счета в Интернет банке.
    2. В навыках расчетов в электронном виде:
    -оплата счетов за квартиру и пр,
    -погашение налоговых претензий,
    -оплата всевозможных штрафов, особенно это актуально для автолюбителей,
    -оплата за проезд в общественном (может даже и в такси) транспорте с помощью телефона.
    И так дальше. Причем, как посредством компьютера, так и телефоном (мобильным, в последствии и стационарным, возможно даже цифровым телеприемником).
    Конечно, я не претендую на знание полного списка настоящих и будущих потребностей при пользовании современными технологиями в быту.

    ОтветитьУдалить
  20. Евсей Никандрович, у меня тоже появились какие-то похожие предложения в этом же направлении после того, как услышала об услугах Госросстраха: молодцы. Кое-чем из их опыта можно воспользоваться. В их примере останавливает только то, что Госросстрах - целая сеть, отделы которой работают по абсолютно одинаковым правилам. Но я уже о своем пишу. Ваши же предложенные услуги интересны, о них следует подумать. А какими они должны быть, платными или нет?

    ОтветитьУдалить
  21. Евсей Никандрович9 февраля 2011 г. в 17:46

    Никак не могу сохранить свой стиль изложения, для меня ваше модераторство- камень на шее, который…. Одновременно.
    Рекомендую:
    1. Обратиться к зарубежному опыту по информационному образованию населения и их информационным возможностям. Известно, что это уже давно там внедрено.
    2. Создать рабочую группу, целями, которой поставить:
    -изучение зарубежного опыта;
    -изучение планов внедрения информационных технологий в России;
    -разработка рекомендаций по организационно-техническому и методическому обеспечению,
    для вашей библиотеки, возможно и далее.
    И, конечно, продумать, как в этих условиях, популизировать классическое книгопользование.
    Ваш доброжелательный читатель.

    ОтветитьУдалить
  22. Евсей Никандрович9 февраля 2011 г. в 17:52

    Мое мнение. Эти курсы должны быть без оплаты со стороны ваших курсантов, так же как медицина и образование.

    ОтветитьУдалить
  23. Ваше мнение понятно, Евсей Никандрович. Конечно, мы все заинтересованы получать образование, лечение и библиотечные услуги бесплатно. Но для этого все соответствующие учреждения должны достойно финансироваться государством. Вы знаете, что в нашей библиотеке прейскурант услуг немаленький, но это не значит, что мы сторонники платности услуг: нас жизнь заставляет это делать, мы же с удовольствием оказывали бы услуги бесплатно, ведь с ними одна морока. Полученные же от приносящей доход деятельности средства мы расходуем на те статьи, финансирование которых просто смехотворно. Ваши же предложения по разнообразию услуг для привлечения читателей, если сможете, пожалуйста, конкретизируйте. Ваши общие предложения, многие из них, нами уже обсуждались.

    ОтветитьУдалить
  24. Евсей Никандрович10 февраля 2011 г. в 17:15

    Уважаемая Bernadetta. Я достаточно консервативен. На мои взгляды не влияет погода, ландшафт и даже слова, которые высекаются в граните. В одном из своих постов я задавал вопрос себе, прежде всего, ну и вам конечно, о предназначении библиотеки. Считаю, что библиотека - культурное учреждение, предназначенное для духовного развития человека. У истоков создания общественных библиотек, думаю, стояли величайшие мыслители, которые дали возможность массам обрести знания. Коммерческие задачи ими не ставились, не только во вторую очередь, но и в тридцать вторую. Это самый важный принцип предоставления знаний. Принцип равных возможностей и для пастуха, и для философа. Навязывание властью рыночных механизмов финансирования культурных учреждений, особенно библиотек, считаю преступлением, не поддающимся осмыслению. Вред, наносимый этими решениями, не поправим. Любой, кто покушается на бесплатность обретения классических и иных знаний, преступник.
    Преступник подлый, который разоряет духовность на многие поколения вперед.

    Современные взгляды наших властей, их попытки и действия, направленные на разрушение основополагающих, традиционных принципов духовного развития, у меня вызывают крайнюю неприязнь. Надеюсь теперь вам понятно, почему я против взимания платы за обучения. Понимаю, что вы оказываете некоторые услуги от безысходности, в связи с резким сокращением финансирования. Не до жиру (соблюдать какие-то архаичные традиции), быть бы живу.

    Некоторое отступление. Важное, даже очень важное для понимания предмета обсуждения о важности библиотек.
    С подачи президента России милиция становится полицией. У меня есть много предположений о причинах такого решения. Обопрусь на озвученную президентом идею-снижение криминала, как внутри сил правопорядка, так и в обществе в целом.
    Озвученная причина вызывает уважение, так как об истинных причинах такого решения, мы можем только догадываться. Но это предмет другого разговора. В основном мы все (все население страны) уверены, что переименование ни одной озвученной задачи (по уменьшению преступности) не решит. Почему? Нет питомника по выращиванию добропорядочных граждан. Выращенные, в период разброда и шатаний, граждане, крайне извращены. Надеяться на нравственные высоты, которыми они будут пользоваться в своей правоохранительной деятельности, трудно, я бы даже сказал, опрометчиво. Такой инструмент как реорганизация правоохранительных органов требует колоссальной подготовки и может быть использован только единожды и безошибочно. К сожалению, бездумное решение принято. Но это опять не предмет разговора - это ключ к пониманию значения предмета разговора.
    Не решив вопроса об оздоровлении нравственного климата в обществе решить проблему снижения преступности невозможно. Детское заблуждение президента, лишает нас хорошего инструмента. Нравственный климат и культура неразрывно связаны между собой. Библиотеки - часть нашей культуры, их сохранение и развитие, на основе принципа доступности, вне зависимости от кошелька, задача важнейшая. Отсутствие меркантильности, при предоставлении услуг, кроме того, что дает равные возможности всем и каждому, еще и играет воспитательную роль.
    Особенно это важно будущим правоохранителям. Сейчас ими в работе двигает только личная заинтересованность и выгода. Островки, где отсутствует стяжательство, личная материальная заинтересованность, сейчас нам нужны больше кислорода.

    ОтветитьУдалить
  25. Уважаемый Вадим. Прошу прощения за то, что оставил ваш вопрос без внимания. Действительно, серьезный комментарий лучше писать, где-то в другом месте и затем копировать на страницу блога. Одновременно: интерес к полемике, к обсуждению проблемы, требует оперативности, проще, скорости. Где реакция, порой, бывает определяющей в желании продолжать общение. Это первое. Второе, все мы не безгрешны и допускаем ошибки, по разным причинам. Хорошо бы иметь возможность их исправить. Вот и сейчас, мое нетерпение в ожидании своего сообщения в вашем блоге, привело к пропечатыванию дважды одного текста. Третье, все таки окошко для письма маловато. Я надеюсь, что вы догадываетесь почему это неудобно. Прошу вас о любезности, снимите мое сообщение вчерашнего дня, направленное 15:19. Заранее благодарен.

    ОтветитьУдалить
  26. Евсей Никандрович, я с Вами, конечно, согласна. В настоящее время к библиотекам складывается двойственное отношение: с одной стороны, библиотекам поют "Славу", награждают их орденами, как, например, нашу - позавчера, отмечают ежегодно Всероссийский день библиотек, убеждают, что библиотеки главные строители информационного общества и т.д., и т.п. А с другой? С другой вынуждают нас самостоятельно выживать, оказывая платные услуги, расширять их круг, проявляя при этом незаурядную изобретательность, и повышать тарифы. Да то ли еще будет в свете 83-го Закона! А знаете ли Вы, уважаемый Евсей Никандрович, что в 1885 году с открытием нашей бесплатной библиотеки в Москве началось формирование сети бесплатных библиотек. И тогда было нелегкое время (когда оно бывает легким-то?), но в те годы, получается, государство думало и предоставлении знаний и "пастуху, и философу". Правда, меценатство было в чести. И примером этого служит наша Варвара Алексеевна Морозова, на свои деньги построившаяя библиотеку. Наблюдаем сегодня то, что совсем недавно имели возможность видеть: десятилетие разрушали спорт, а теперь удивляемся и стыдимся своего "бледного вида" на разного уровня спортивных соревнованиях, наверстываем упущенное, которое невозможно наверстать, можно только улучшить его перспективу. Также и с библиотеками: разрушим последний один из важнейших институтов формирования нравственной культурной образованной личности, а потом будем горевать о "потерянных" поколениях. Хорошо еще, что пока в библиотеках работают заинтересованные люди, остающиеся за кафедрами не смотря ни на что. Но молодежи среди нас очень мало. Грустно.

    ОтветитьУдалить
  27. К сожалению те, от кого зависит сохранение векового наследия культурных ценностей России, этого не понимают. Пользуясь случаем благодарю ваших сотрудников за создание доброжелательной обстановки при обслуживании читателей. Опять неотложные дела.

    ОтветитьУдалить