понедельник, 14 февраля 2011 г.

Как бороться со стрессом?

"Как бороться со стрессом?" - под таким названием в скором времени будет показан документальный фильм, в процессе создания которого приняла участие одна из сотрудниц нашей библиотеки. Съёмки проходили в одном из медицинских центров Москвы. У всех испытуемых по окончании обследований тележурналисты брали небольшое интервью, в котором одним из вопросов прозвучал следующий: "Вы, наверное, всё свое рабочее время проводите сидя за столом?". Конечно, такое распространенное мнение о работе библиотекаря просто возмущает. В ответ необходимо сказать, что современная библиотека, если она по-настоящему востребована читателем, не даёт её сотруднику проводить дни тихо-мирно сидя на стуле. Сколько разных вопросов, справок, запросов, да и просто замечаний и предложений поступает ежедневно библиотекарям Тургеневки. Живое общение с читателем это и благо, но в тоже время и большой профессиональный труд.
А вы, уважаемые читатели, считаете ли нашу профессию стрессовой? Хотели бы работать в современной библиотеке? Надеюсь, есть что обсудить...

6 комментариев:

  1. Основным востребованным качеством со стороны читателей, является профессионализм библиотекарей, если, конечно предположить, что читателю требуется, в качестве конечного продукта, книга или какая-то информация, в любом виде. Однако не все так просто. Проблема одиночества, в толпе, среди людей, приобретает колоссальные масштабы. Есть люди, которые по разным причинам (личностным) лишены возможности нормального общения. Они могут днями, неделями …не иметь возможность открыть рот и произнести простые слова, выразить свои мысли. Нет пристанища, где они бы чувствовали себя комфортно, уютно. Им бы обратиться к психологу, к психотерапевту, но это хлопотно и не привычно.
    Так вот. Библиотека для таких, одиноких людей является, как раз тем пристанищем, где бы они чувствовали себя среди людей, где ими хоть кто-то интересуется. Исполняет не за деньги их просьбы и желания, даже капризы. Как правило, это трудные, пишу пользователи (термин читатели им не подходит). Общение с ними и есть основной источник стресса для библиотекарей. Я так думаю. Теперь можно порассуждать как к этому надо относиться и что делать, чтобы сохранить себя.
    Если интересно я продолжу.

    ОтветитьУдалить
  2. Евсей Никандрович, пожалуй вы в чем-то и правы, хотя именно одинокие люди бывают очень благодарны библиотекарям за то, что их не отстранили от себя, но выслушали. Источник стресса, как правило, находится вне стен библиотек,а в мире бушующем.
    Спасибо за отклик.

    ОтветитьУдалить
  3. Уважаемая Anita. Был свидетелем нескольких перепалок с конфликтными читателями на вашем абонементе, поэтому и навеяло. Наши взгляды, на причины вызывающие стресс сотрудников библиотек несколько разнятся, поэтому, мне вы не оставили возможности высказаться на предложенную тему. Засим успехов вам желаю.

    ОтветитьУдалить
  4. Евсей Никандрович, добрый день! Спасибо за ваше пожелание. Будем стараться, чтобы в нашей жизни было меньше стрессов и конфликтов рабочего порядка.

    ОтветитьУдалить
  5. Анита в своем посте спрашивает: "А вы, уважаемые читатели, считаете ли нашу профессию стрессовой? Хотели бы работать в современной библиотеке? Надеюсь, есть что обсудить..." Я, хоть и библиотечный работник, более того, я и сотрудник Тургеневки, но я еще и читатель, когда прихожу в залы нашей библиотеки или в другую библиотеку. Как работник библиотеки, я знаю, что наша профессия относится к стрессовой также, как любая другая, связанная с общением с большим числом незнакомых посторонних людей. Разговор, мне кажется, не об общении с теми, кому хочется излить свою душу. Таких людьми достаточно выслушать, посочувствовать. Гораздо сложнее общаться с людьми, настроенными "по-боевому", фаталистами. Бывают дни, когда утром кто-то приходит "из вне", отрицательно заряженный в транспорте, дома , на своем рабочем месте и т.д. и весь свой негатив перекладывает на сотрудников библиотеки, продавцов в магазине, кассиров в кассах метрополитена ... список безграничен. Человек ушел, а мы-то остались и при этом наше служебное положение не позволяет нам освободиться от своего негатива (и мы можем придти на работу в плохом настроении!) подобным же образом. Вот в чем вопрос: как научиться не реагировать на безличностные выпады (мы просто попали "под горячую руку") читателей, более того, как суметь успокоить раздраженного читателя и остаться спокойным, без осадка обиды и возмущения. Работа с читателями, обслуживание их, ведется не только в абонементе, а в пяти залах нашей библиотеки, но стрессы, которые испытывают сотрудники одинаковы, хотя причины, их вызывающие, отличаются.
    Евсей Никандрович, было бы интересно узнать Ваше мнение и советы на предмет устойчивости библиотекарей против стрессов.

    ОтветитьУдалить
  6. Уважаемые, Anita, Bernadetta. Отмечаю, что библиотеку посещаю с удовольствием. Мне нравится доброжелательная обстановка созданная усилиями ваших работников, готовность оказать помощь, порой даже при невнятной постановке своей просьбы. Мне кажется, что вы и ваш коллектив, знает, как поддерживать эту атмосферу. Я еще вернусь.

    ОтветитьУдалить